Краткая презентация
Образовательной программы дошкольного образования
Основные участники реализации Программы: педагоги, воспитанники,
родители (законные представители).
Социальными заказчиками реализации программы как комплекса
образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные
представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход,
присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Общие сведения о комплектовании детей
Программа ориентирована на детей с 1,5 до 7 лет.
Основной структурной единицей ДОО является группа. Три группы
являются общеразвивающей направленности. Одна группа комбинированной
направленности. Три
группы в возрасте с 3-7лет комплектуются
по
одновозрастному принципу, группа в возрасте от 1,5- 3лет комплектуется
детьми двух возрастов.
Общие сведения о комплектовании детей
В структуре ДОО четыре группы для детей раннего и дошкольного возраста.
Три группы общеразвивающей направленности, одна группа комбинированной
направленности:
- группа для детей от 1,5 до 3лет- группа раннего возраста;
- группа для детей от 4 до 5 лет – средняя группа;
- группа для детей от 5 до 6 лет- старшая группа;
- группа для детей от 6до 7 лет – подготовительная группа;
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом
дошкольного образования
и Федеральной
образовательной программой
дошкольного образования. При разработке
учитывались особенности развития детей раннего и дошкольного возраста,
региональные особенности, потребности участников образовательного процесса.
Ссылка на Федеральную образовательную программу
образования:
дошкольного
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Характеристику взаимодействия педагогического коллектива ДОО с
семьями детей
Взаимоотношения между ДОО и родителями (законными представителями)
воспитанников регулируются договором.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с
семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в
условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
- Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять
воспитательные
действия родителей (законных представителей) детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста.
- Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных
задач:
- информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в
ДОО;
- просвещение родителей (законных представителей), повышение их
правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и
укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
- построения взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей
младенческого , раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный
процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)
должно придерживаться следующих принципов:
Приоритет семьи
в воспитании, обучении
развитии ребёнка: в
соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей)
обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание
детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка;
открытость: для родителей (законных представителей) должна быть
доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе:
каждому из родителей (законных представителей) должен быть представлен
свободный доступ ДОО; между педагогами и родителями (законными
представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития
ребенка в ДОО и семье;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии
педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения,
проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями
(законными представителями); важно этично и разумно использовать
полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей
(законных представителей) в интересах детей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при
взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания,
потребности родителей (законных представителей) в отношении образования
ребѐнка, отношение
к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям;
возможности включения родителей (законных представителей) в совместное
решение образовательных задач;
возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и
характер отношений
ребѐнка с
родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью
(преимущественно для детей младенческого и раннего возраста),обусловленные
возрастными особенностями развития детей, учет образовательных
потребностей родителей;
участие заинтересованных сторон (педагогов, социальных партнѐров,
родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся
содержания педагогического просвещения родителей.
партнёрство ДОО и семьи в вопросах воспитания, развития и обучения
детей: Необходимость партнѐрского взаимодействия, ориентация на
приемственность и взаимодополняемость определяется в Программе общностью
задач образования детей по всем пяти образовательным областям: социальноличностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и
физического развития и совместной ответственностью за образование и развитие
ребенка.
Программа предусматривает, и педагоги и родители берут на себя
обязательство действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение,
взаимное уважение, принятие различий и, прежде всего признание важности
интересов ребенка, создают основу для плодотворного сотрудничества. С
помощью взрослых (педагогов, родителей) и в самостоятельной деятельности
ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с
окружающими, овладевает культурными практиками в процессе приобщения к
культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию
мира, речи, коммуникации и т.п.), приобретая тем самым культурные умения.
Процесс приобретения общих культурных во всей его полноте возможен только
в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнѐра, а не
руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной
функциональной
характеристикой
партнѐрских
отношений
является
равноправное относительно ребѐнка включение взрослого в процесс
деятельности.
Взрослые (педагоги, родители):
участвуют в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более
опытные и компетентные партнѐры, для которых характерно принятие ребенка
таким, какой он есть, и вера в его способности;
не подгоняют ребенка под какой-то определѐнный «стандарт», а строят
общение с ними с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности
ребѐнка, его характер, привычки, интересы, предпочтения;
сопереживают ребѐнку в радости и огорчениях, оказывают поддержку при
затруднениях, участвуют в его играх и занятиях;
стараются избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания
используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребѐнка.
Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической
защищѐнности, способствует развитию его индивидуальности, положительных
взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Партнѐрское взаимодействие
взрослых способствует формированию у ребѐнка различных позитивных
качеств.
Ребёнок:
учит уважать себя и других, так как отношение ребѐнка к себе и другим
людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые
представляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в
его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их
преодоления;
не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают
индивидуальность ребѐнка, принимают его таким, каков он есть, избегают
неоправданных ограничений и наказаний, ребѐнок не боится быть самим собой,
признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми
способствует истинному принятию ребѐнком моральных норм;
учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь
взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребѐнку право выбора того
или иного действия .Признание ребѐнком права иметь своѐ мнение, выбирать
занятия по душе, партнѐров по игре способствует формированию у него
личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор;
приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему
своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное;
учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него
умения проявлять чувства социально приемлемыми способами;
учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт
из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
Деятельность педагогического
коллектива
ДОО по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям;
диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ
данных о семье каждого обучающегося, еѐ запросах в отношении охраны
здоровья
и развития ребѐнка; об уровне психолого-педагогической
компетентности родителей (законных представителей); а также планирование
работы с семьѐй с учѐтом результатов проведѐнного анализа; согласование
воспитательных задач;
просветительское направление предполагает просвещение родителей
(законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и
психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного
возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике
в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО
образовательной программы; условиях пребывания ребѐнка в группе ДОО;
содержании и методах образовательной работы с детьми;
консультационное направление обьединяет в себе консультирование
родителей (законных представителей)) по вопросам их взаимодействия с
ребѐнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в
том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия
ребѐнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях;
способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и
участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации
некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и
образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив
родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов
ДОО совместно с семьѐй.
Особое внимание в просветительской деятельности
ДОО уделяется
повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах здоровьесбережения ребѐнка.
Реализация данной темы осуществляется в процессе следующих направлений
просветительской деятельности:
- информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и
психическое здоровье ребенка (рациональная организация режима дня ребѐнка,
правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности,
благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с
ребѐнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение,
перегревание, перекармливание и другое),наносящих непоправимый вред
здоровью ребѐнка;
- своевременное информирование о важности вакцинирования
в
соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических
прививок и по эпидемическим показаниям:
- информирование родителей (законных представителей) об актуальных
задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития,
а так же о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
- знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ДОО;
- информирование родителей (законных представителей) о негативном
влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования
IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти,
внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).
- Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения
детей повышается за счет привлечения к тематическим встречам профильных
специалистов (медиков, психологов ,работников учреждений спорта и других).
- Направления деятельности педагога реализуются в разных формах
(групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приѐмов
и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
диагностико-аналитическое направление реализуется
через опросы,
социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик»,
педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни
(недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов
деятельности детей и так далее;
просветительское и консультационное направления реализуются через
групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинарыпрактикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные,
родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы,
папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и
газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей),
педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты
ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью;
фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных
представителей) и детей. Включает так же и досуговую форму- совместные
праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Участие родителей в образовательной деятельности ДОО
Участие семьи – неотьемлемая и уникальная часть Программы. Семья
является институтом, который оказывает наиболее сильное влияние на развитие
ребенка в период младенческого, раннего и дошкольного возраста. Родители
могут и должны играть важную роль в образовательном процессе, участвовать в
разработке и реализации Образовательной программы ДОО. При выстраивании
сотрудничества с семьѐй учитываются такие факторы, как условия жизни в
семье, состав семьи, еѐ ценности и традиции, а также уважаются и признаются
способности и достижения родителей (законных представителей) в деле
воспитания и развития их детей.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную
деятельность используются специально разработанные (подобранные )
дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей
(законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с
образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы
сопровождаются потробными
инструкциями по их использованию и
рекомендациями
по построению взаимодействия с ребѐнком (с учѐтом
возрастных особенностей). Кроме того, воспитательный потенциал семьи
используется для решения образовательных задач
через привлечение
родителей (законных представителей) к участию
в образовательных
мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных
задач.
ДОО предлагает родителям (законным представителям) активно участвовать
в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законные
представители) могут привнести в жизнь образовательной организации свои
особые умения, пригласить детей к себе н работу, поставить для них спекталь,
организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории
и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т.п.
Разнообразные
возможности для привлечения родителей (законных
представителей) представляет проектная
работа. Родители (законные
представители) могут принимать участие в планировании и подготовке
проектов, праздников, экскурсий и т.д.
могут также самостоятельно
планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.
Образовательной организацией поощряется обмен мнениями между родителями
(законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная
самопомощь.
Программой предусмотрено создание условий для участия родителей
(законных представителей) в образовательной деятельности, для этого
предоставляются различные возможности:
- участвовать в разработке концепции, стратегии развития образовательной
организации, в планировании деятельности, разработке и реализации проектов;
- посещать группу в любое время, чтобы увидеть, как их дети там играют,
трудятся и т.п
- позаниматься вместе с детьми в группе, высказать своѐ мнение о
результатах реализации программы, использование в работе с детьми
материалов и пособий. Обсудить прошедшие или намеченные события и т.п
- пообщаться с педагогами по поводу того, что вызывает беспокойство в
отношении ребенка, решить проблемные ситуации,
- обсудить прогресс и достижения ребенка, возникающие у неготрудности;
- участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий с
детьми в группе, образовательной организации;
- получать информацию о повседневных
физическом и эмоциональном состоянии ребѐнка;
событиях и изменениях в
- выполнять функции экспертов в отношении собственных детей , и активно
участвовать в их образовании и развитии;
- обмениваться мнениями в социальных сетях по поводу деятельности
образовательной организации, вносить предложения по улучшению.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта
между семьѐй и ДОО является диалог педагога и родителей (законных
представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведении или
проблемы ребѐнка, выяснять причины проблем и искать
подходящие
возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит
просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по
вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного
ребѐнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть
предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и
трудностей ребенка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы,
приѐмы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от
стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных
технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО
устанавливать
доверительные и партнѐрские отношения
с родителями
(законными
представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и
достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста.